Версия для слабовидящих
Омское время:

Когда цена ошибки высока. Как испытательным лабораториям обеспечить достоверность результатов измерений?

В ФБУ «Омский ЦСМ» совместно с Уральским филиалом Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) прошел семинар «Обеспечение достоверности (контроль качества) результатов измерений с учетом требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019». В качестве лектора выступил кандидат физико-математических наук, технический эксперт Национальной системы аккредитации, член Всероссийской организации качества Евгений Тупицын. По окончании семинара мы поговорили с экспертом об актуальных тенденциях в сфере качества, проблемах, с которыми сталкиваются специалисты аналитических и испытательных лабораторий, вопросах аккредитации лабораторий и обучения кадров.

– Евгений Николаевич, что кардинально изменилось в области качества в последнее время? Почему сейчас акцент сделан не просто на контроле качества, а на обеспечении достоверности?

– Обеспечение достоверности – это важнейший аспект деятельности испытательных лабораторий, напрямую связанный с контролем качества. В промышленности, в том числе российской, испытательная лаборатория, по своей сути, является органом, который судит о качестве продукции. Поэтому обеспечить достоверность собственных испытаний – первая задача. Ошибка здесь бывает очень высокой: лаборатория может говорить, что продукция некачественная, а на самом деле она качественная, и наоборот. Поэтому к деятельности лабораторий предъявляются большие требования – иногда обязательные, определенные федеральным законодательством, иногда – добровольные. Основным документом, где изложены требования к компетентности испытательных лабораторий, является ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Красной нитью в нем проходит тема обеспечения достоверности, и это нужно не просто выполнять, но и демонстрировать тем органам, которые проводят оценку соответствия этому стандарту.

Тема обеспечения достоверности – многогранная, и она начинается с грамотного внедрения методик испытаний в деятельность лабораторий, грамотной последующей реализации этих методик на испытаниях рутинных образцов продукции. Тема касается и входного контроля тех услуг, которые лаборатория получает, и специальных внутрилабораторных процедур, которые нужно делать, чтобы обеспечить достоверность результатов. Семинар требует предварительной подготовки слушателей, знания основ – он не для новичков в этом деле. С нуля осветить тему за три дня практически невозможно.

На семинаре я уделяю внимание не только аспектам внутреннего мониторинга, но и внешнего – сличениям между лабораториями. Сейчас эта тема очень актуальна, потому что лаборатория может сформировать уверенность в достоверности своих изысканий не только внутри себя, но и когда она сличается с другими лабораториями.

– Речь идет о лабораториях одного предприятия?

– Сличения могут быть между лабораториями разных предприятий одного профиля. Например, между лабораториями нефтеперерабатывающих заводов или лабораториями, которые осуществляют контроль качества атмосферного воздуха. Практика сличения результатов очень распространена и часто здесь есть независимая третья сторона – провайдер межлабораторных сличений, который подготавливает почву, обрабатывает результаты.

– С чем могут быть связаны расхождения в результатах работы лаборатории – продукция качественная, а лаборатория показала, что нет, и наоборот.

– Это может быть связано со сложностью определения характеристик продукции. Зачастую они могут быть идентифицированы только с помощью сложного аналитического оборудования, методик, предусматривающих специальную подготовку образцов продукции и последующий анализ. Ошибка может возникнуть на любом этапе, поэтому процессы должны быть отработаны.

ГОСТ уделяет большое внимание внутреннему и внешнему мониторингу достоверности. Лаборатории мало продемонстрировать достоверность в единичных случаях – то есть эпизодических сличений. Стандарт требует стабильного функционирования по какой-то методике испытаний. Лаборатория может эпизодически получать неудовлетворительные результаты, и это не говорит о стабильном функционировании. Конечно, лаборатории стремятся к безошибочной работе, но без ошибок не обходится, и чтобы их избежать – семинар и создан.

– С какими проблемами сегодня сталкиваются специалисты аналитических и испытательных лабораторий и как их преодолевать?

– Основная проблема – это оптимизация процессов лабораторной деятельности. По своей природе и изложению процедуры внутрилабораторного и внешнего мониторинга идут как дополнительные, поэтому сложно запланировать их частоту. В идеале процесс строится так: анализируем единицу продукции и тут же делаем контроль качества своей работы. Но этого, конечно, не происходит, потому что объемы большие, требуются дополнительное время, финансы. Поэтому важно предусмотреть оптимальную частоту процесса, чтобы, с одной стороны, держать под контролем стабильность результатов измерений, с другой – чтобы это не было накладно и часто.

Каждый семинар я слышу этот вопрос: как нам выбрать оптимальную частоту действий, чтобы понять, насколько стабильно и хорошо мы работаем? Здесь важны современные статистические методы, например, контрольные карты Шухарта, которые пришли в деятельность лабораторий из промышленных предприятий. Это выборочный статистический контроль, который задает оптимальное количество процедур. Поэтому специалистам нужны знания математической статистики, хотя бы ее основ, понимание, что такое среднеквадратическое отклонение, математическое ожидание, распределение Стьюдента или нормальное распределение. Это незаменимые инструменты для контроля качества лабораторных исследований, установления оптимальных алгоритмов контроля и частоты.

Можно ли сказать, что аккредитация – это тоже ступень к обеспечению достоверности, несмотря на то, что часто это процедура добровольная.

– Безусловно, это очень большой шаг к обеспечению достоверности. В некоторых областях, таких как экологические исследования, жизнь и здоровье человека, государственный контроль и надзор, аккредитация обязательна. Она переводится как доверие, и это вопрос доверия к лабораториям – процесс, в ходе которого некая третья, не зависимая ни от лаборатории, ни от заказчика результатов, сторона говорит, можно или нет доверять лаборатории. Аккредитации подлежат не только испытательные лаборатории, но и органы инспекции, сертификации, провайдеры межлабораторный сличений, о которых я говорил. Соответственно, аккредитация повышает степень доверия к результатам испытательных лабораторий.

– Насколько важно обучение в сфере качества?

– Без сомнения, обучение необходимо, так как специалисты знакомятся с изменениями в законодательстве, узнают о вышедших в последние годы пособиях и нормативных документах, делятся друг с другом опытом по поводу реализации процессов, связанных с контролем качества, выбирают оптимальные для себя способы контроля качества. Поэтому значение обучения сложно переоценить.

– На ваш взгляд, предпочтительнее очный или дистанционный формат?

– Я не сторонник вебинаров и удаленного обучения, так как теряется контакт со слушателями. Для лектора сложно не видеть аудитории, не чувствовать отдачи, не понимать, на чем акцентировать внимание. Контакт возможен, только если онлайн-обучение проходит в режиме видео-конференц-связи, и лектор видит участников семинара, которые, в свою очередь, могут задать вопросы и получить ответы, высказать комментарии. Но таких конференций проходит мало – в основном для целевых групп конкретных лабораторий. Очный семинар представляется более выигрышным благодаря  прямому контакту, высокой оперативности вопросов и ответов. В перерыве участники могут задать дополнительные вопросы, показать свои методики и получить комментарии.

– Вы часто проводите обучение в Омске. Как вам аудитория слушателей, насколько она восприимчивая?

– Интересно, что аудитория в разных регионах отличается. В Омске мне попадаются очень вдумчивые, серьезные, уравновешенные слушатели, которые в основном задают вопросы, связанные с практической деятельностью. Мне комфортно работать в аудитории Омского ЦСМ, семинар отлично организован, удобно использовать оборудование, материалы. Участники лояльные, хорошо принимают – для лектора это большой плюс.

Беседовала Мария Калинина

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Мы используем cookie-файлы, Яндекс метрика, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и Яндекс метрике или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов и Яндекс метрики может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и Яндекс метрики. Это совершенно безопасно!
Когда цена ошибки высока. Как испытательным лабораториям обеспечить достоверность результатов измерений? «Наши встречи – как импульс жизни!» В Омском ЦСМ прошел праздник для ветеранов «Открытая промышленность: технологии и люди». В Омске прошла кейс-конференция о проблеме дефицита кадров и управлении карьерой на производстве Отключение электроэнергии 03.10.2025 Первый в России ГОСТ на фермерскую продукцию поможет пресечь подмену понятий