Версия для слабовидящих
Омское время:

Равнение на эталон. Омские школьники осваивают азы метрологии

15 сентября в актовом зале общеобразовательной школы № 95 с углубленным изучением отдельных предметов прошел праздник, приуроченный к 100-летию Росстандарта и российской системы технического регулирования и стандартизации.

Второй год здесь, в учебном учреждении на окраине Нефтяников, реализуется проект метрологического образовательного кластера. Именно по инициативе школы № 95 в Региональном центре «Сириус» была организована первая в стране метрологическая смена. С чем связан такой акцент на науке об измерениях, отвечает директор школы Александр Жигулин:

«Моя мама Галина Родионовна была метрологом, и она всегда говорила о том, что метрология – это основа любого инженерного образования. У нас в школе акцент на математике, физике, информатике. Но чтобы дети понимали, что такое инженерная профессия, с седьмого класса мы начинаем готовить их в метрологическом классе. Сначала они знакомятся с профессией метролога. 3-4 занятий в техническом университете достаточно, чтобы метрологию не путали с метро или метеорологией. Восьмиклассники занимаются на более глубоком уровне в «Сириусе»».

В девятом классе учащиеся метрологического класса получают первую профессию, связанную с метрологией. На базе Центра опережающей профессиональной подготовки Омской области молодые люди занимаются по программе «Слесарь КИПиА», а девушки проходят интенсивные курсы контролеров ОТК.

«Мне важно, чтобы они не просто получили «корочку», – продолжает Александр Жигулин, – а чтобы первая профессия стала для них ступенькой к инженерному образованию. И если из каждого класса 1-2 человека пойдут работать метрологами, я буду считать, что выполнил свою миссию. Задача образования сейчас – добиться технологического суверенитета России. Для этого нам нужно больше учителей математики, физики, информатики, чтобы можно было делить класс на 3 подгруппы. Только так мы создадим хорошую базу».

Гостями праздника стали доцент кафедры «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология» Валентина Гриневич, инженер по стандартизации ФБУ «Омский ЦСМ» Мария Панова, депутат Законодательного собрания Омской области Владимир Гуселетов, руководитель ООО «Стандарт Сервис» Роман Виноградов.

Праздник прошел в формате деловой игры. Ведущая программы, советник директора по воспитательной работе Лариса Зуева подготовила вопросы для гостей и ребят, которые поразмышляли об измерениях вокруг нас, вспомнили меры длины, веса, скорости.

«Триада «стандартизация, метрология и сертификация» позволяет обеспечить качество продукции во всем мире. Когда вы придете в вуз, мы вас научим разрабатывать стандарты, измерять, принимать решения, выбирать приборы, оценивать результаты. Профессия интересная – не даст вам заскучать», – отметила Валентина Гриневич.

Роман Виноградов обозначил проблему дефицита метрологов на рынке труда: «Мне очень хотелось бы, чтобы количество специалистов отрасли увеличивалось, ведь метрология – это не только то, что нас окружает, это то, что двигает науку и промышленность вперед».

Мария Панова рассказала об истории Росстандарта, уделила внимание разновидностям стандартов и роли стандартизации и метрологии в различных отраслях. Школьники попытались ответить на вопрос: «Какое направление важнее – метрология или стандартизация?».

«И то, и другое одинаково важно. Метрология создает основы для точности измерений, стандартизация устанавливает единые критерии качества. Только совместно они обеспечивают надежность и качество услуг», – рассказала Мария Панова.

Далее свои вопросы гостям задали школьники. Какой самый большой эталон в Омском ЦСМ; может ли метролог стать синоптиком; какая погода нормальная для метрологов; как на метрологию работает искусственный интеллект и т.д.

Авторы двух лучших вопросов, по выбору директора школы, получат призы. Первый вопрос: «Для чего нужны ГОСТы и регламенты? Как отличается правильность от точности?».

«ГОСТы устанавливают то, на что мы должны равняться. Они обеспечивают безопасность нашей жизни, упрощают ее бытовую часть. Например, утвержденный мировой стандарт нужен для того, чтобы вилка от зарядного устройства вашего телефона подходила к розетке и в России, и в Белоруссии, и в Казахстане. Это касается всех сфер жизни», – пояснил Роман Виноградов.

«Стандарты позволяют увеличить производительность, запустить продукцию в серию и снизить себестоимость товаров. Насчет правильности и точности. Есть методики измерений и определенная последовательность действий. Если их нарушишь – то есть неправильно выполнишь эти измерения, то ты получишь неправильный результат – не ту точность, которая заложена в документе. Отсюда негодная деталь», – добавила Валентина Гриневич.

Праздник прошел в непринужденной обстановке, дал ребятам много пищи для размышлений и стал отличным поводом поискать дополнительные интересные факты про метрологию. По крайней мере, найти точный ответ на второй «победный» вопрос – чем отличается верста от коломенской версты?

 

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Мы используем cookie-файлы, Яндекс метрика, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и Яндекс метрике или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов и Яндекс метрики может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и Яндекс метрики. Это совершенно безопасно!
Равнение на эталон. Омские школьники осваивают азы метрологии 15 сентября — 100 лет российской системе технического регулирования и стандартизации Данные о поверке – в новом мобильном приложении «Аршин» «Градуировочные (калибровочные) характеристики средств измерений» – семинар в Омском ЦСМ Специалисты Омского ЦСМ подтвердили статус экспертов по оценке состояния измерений