Близится начало учебного года. А значит, на плечи мам и пап ложится нелегкая обязанность – подготовить ребенка к школе. А вы знаете, что для многих предметов школьного обихода в нашей стране разработаны стандарты? Некоторые вступили в действие недавно, а некоторые существуют уже десятки лет и нисколько не устарели. Как рассказывают специалисты сектора стандартизации отдела метрологического обеспечения и стандартизации Омского ЦСМ, ГОСТы помогают российским школьникам учиться, пользуясь качественными и безопасными школьными принадлежностями, одеждой и аксессуарами.
Рабочее место ученика
Не забывая о необходимых теперь каждому школьнику компьютере и гаджетах к нему, прежде нужно организовать для ребенка удобное и эргономичное рабочее место: стол и кресло (стул). Высота стола должна соответствовать росту школьника. Например, при росте от 115 до 130 см высота стола должна быть 52 см от пола, при росте 175 см – 76 см. Эти требования есть в ГОСТе 11015-93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры».
Углы стола и стульев должны быть притуплены или закруглены – иначе они могут вызвать травму. Поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов должны иметь защитное или защитно-декоративное покрытие. Механическая безопасность – обеспечиваться необходимым уровнем деформируемости, величины прогибов, долговечности конструкции.
Мебель для учёбы должна быть изготовлена из безвредных материалов. Располагать рабочее место лучше всего у окна, чтобы ваш школьник мог работать при хорошем естественном освещении. Рекомендуем запрашивать сертификаты соответствия, протоколы испытаний мебели. (В этом случае будет возможность оценить перечень показателей, по которым испытывали продукцию.)
Над столом или рядом с ним можно сделать приспособление для размещения важной информации – расписания уроков, формул и правил. Возможно, пригодится меловая или магнитная доска. Важно, чтобы она соответствовала ГОСТ 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования». Поверхность доски должна быть темной, с коэффициентом отражения не более 20%. У белой доски коэффициент отражения – не менее 80%. Вдоль нижнего края рабочей поверхности предусматриваются лотки для меловой пыли.
Мы писали, мы писали…
Чтобы выбрать для ребенка максимально удобные и эргономичные канцелярские товары, следует обратить внимание на нормативы их изготовления.
Для первоклашек обычно выбирают карандаши с мягким серым грифелем по стандарту еще советских времен РСТ РСФСР 391-86 «Карандаши. Общие технические условия».
Желательно приобретать шариковые ручки, которые изготавливаются по ГОСТ 28937-91 «Ручки автоматические шариковые. Общие технические требования и методы испытаний». Лучше купить с резиновой прокладкой у носика для того, чтобы не было мозолей на пальчиках.
Корпус ручки должен быть средней толщины и удобно лежать в руке. Хорошим вариантом считаются модели с гранями: они не скатываются с парты.
Линейки лучше выбрать по ГОСТ 17435-72 «Линейки чертежные. Технические условия». Деревянные линейки гипоаллергенны, прочны, не размазывают остатки чернил и графита по бумаге, а впитывают их.
Стирательная резинка нужна такая, чтобы она начисто удаляла следы карандаша, а не размазывала грифель по листу. Для этого подойдут мягкие ластики светлого цвета (серый, белый). Материал резинки должен соответствовать ГОСТ 14925-79 «Каучук синтетический цис-изопреновый. Технические условия». В ластики, которые стирают чернила, добавлены частички пемзы.
Лучше выбирать тетради, изготовленные по ГОСТ 12063-89 и ГОСТ Р 54543-2011. Обратите внимание на плотность бумаги. Если она будет слишком тонкой, то ребенок может при надавливании на лист ручкой порвать его.
Такую принадлежность школьника, как дневник, изготавливают по ГОСТ Р 55081-2012 «Дневники школьные. Технические условия». Тут главное: твердый переплет, плотная белая бумага внутри и… чтобы нравился!
Освещаем путь к знаниям
Световой день уже начал сокращаться, поэтому поговорим об источниках искусственного света. Нормативы и требования к светильникам прописаны с учетом естественного и искусственного освещения в Сводах правил СП 52.13330.2016 и СП 251.1325800.2016.
Лампа должна испускать нейтральный белый свет, который наиболее комфортен для глаз.
Рассеиватель светильника обязательно должен быть опаловый. Это позволит снизить габаритную яркость излучения и «синюю» составляющую. Рассеиватель должен быть матовый, плотный.
Коэффициент пульсации – не более 5%, но в идеале – не более 1%.
Следует обратить внимание на индекс цветопередачи, то есть на то, насколько освещение искажает цвета. Норма для хорошей цветопередачи – не менее 80 (на упаковке ищите информацию с буквами Ra80 и выше, данное значение также обязательно должно быть указано в документах).
Сидя под бытовой лампой, человек не должен видеть источник света – свет не должен попадать в глаза. Это называется защитный угол светильника. Важную роль для безопасности зрения играет угол наклона и освещения. Для чтения, письма и рисования требуется разная площадь освещения, поэтому лучше отдать предпочтение моделям, где можно регулировать высоту и направление света.
Лучше всего приобретать светодиодные источники света мощностью 7-10 Вт. Они потребляют меньше электроэнергии, не нагреваются и дают ровный поток света, без мерцания.
Одеваем в школу по правилам
Эксперт органа по сертификации ФБУ «Омский ЦСМ» Татьяна Ротарь поясняет, что с 1 января 2021 года действует предварительный национальный стандарт ПНСТ 450-2020 «Форма школьная. Общие технические условия». Он распространяется на школьную форму, изготовленную из тканей и трикотажных полотен. Стандарт классифицирует школьную форму на повседневную и торжественную. К предметам школьной формы относят: для девочек – блузки, жилеты, жакеты/блейзеры, юбки, брюки, платье, сарафан, шорты; для мальчиков – жилеты, пиджаки, брюки, шорты, сорочки (рубашки). Согласно стандарту школьная форма должна носить светский характер, быть удобной, эстетичной, соответствовать климатическим условиям местности, где происходит учебный процесс. Школьную форму рекомендуется изготавливать в деловом стиле, придерживаясь строгой формы и сдержанной цветовой гаммы изделий. Крой изделий должен соответствовать особенностям развития детского и подросткового организма в период обучения в школе и учитывать особенности организации движения (степень развития мышц, амплитуда движений и др.), оказывающие влияние на величину изменения размеров тела обучающихся в динамике.
ПНСТ 450-2020 «Форма школьная. Общие технические условия» устанавливает требования по различным показателям: гигроскопичность (способность материала поглощать и отдавать влагу), воздухопроницаемость (способность изделия пропускать воздух), индекс токсичности, содержание свободного формальдегида, разрывная нагрузка, пиллингуемость (процесс образования катышков), линейные размеры.
В дождик и в метель со мной шагает мой портфель
Одна из важнейших вещей для школьной жизни – ранец. Он должен быть удобным, вместительным и нравиться ребенку. Требования к школьным сумкам, включая ранцы, регламентируются ГОСТом 28631-2005. Родителям нужно обращать внимание на наличие маркировки «ЕАС» – она подтверждает соответствие требованиям, установленным техрегламентом ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Ранец отличается от рюкзака жёстким корпусом и твёрдой прямой спинкой, поэтому вес содержимого распределяется равномерно. Это снижает нагрузку на позвоночник. Ширина и высота ранца должны соответствовать параметрам ребёнка. Оптимальные размеры для первоклассника: 30–36 см в длину, 22–26 см в высоту и 6–10 см в глубину. Так что на вырост купить ранец не получится.
Максимальный вес ранца для детей младшего школьного возраста с содержимым должен быть не больше 10% от общей массы тела, то есть примерно 2–3 кг.
Мягкие лямки снижают нагрузку на позвоночник ребёнка. Они должны легко регулироваться по длине и повторять форму плеча. Оптимальная ширина лямок — 5–8 см.
В школьном ранце должен быть большой отсек, резинка-держатель для тетрадей, а также пара внутренних и внешних карманов. Хороший ранец должен быть сделан из прочной водонепроницаемой ткани. Срезы швов должны иметь обязательную защиту.
При изготовлении ранцев должны использоваться детали контрастных цветов, светоотражающие элементы. Это нужно для безопасности ребёнка: он будет заметен на дороге в темное время суток. А днем обратить внимание на владельца ранца помогут яркий цвет и флуоресцентные детали.
Вся информация об изделии должна быть размещена на этикетке, ярлыке, на упаковке или в сопроводительных документах (в паспорте изделия и т.д.).
По вопросам приобретения и актуализации ГОСТов и другой технической документации можно обращаться в техническую библиотеку отдела метрологического обеспечения и стандартизации ФБУ «Омский ЦСМ», тел.: +7 (3812) 68-01-38