Большим испытанием для советского народа стала Великая Отечественная война, которая внесла значительные коррективы в развитие метрологии и стандартизации. Изменения произошли по всей стране, коснулись они и деятельности поверочных органов в Сибири.
В условиях военного времени измерительное дело имело особое значение. Нужно было оказать оборонным предприятиям помощь в налаживании измерительного хозяйства. Проблема была в том, что на ранее «мирных» предприятиях уровень метрологического обеспечения традиционно был низок, а производство средств вооружения и боеприпасов должно было отвечать самым высоким требованиям точности. Нужно было подготовить кадры поверителей; организовать надзор самих предприятий за собственным метрологическим хозяйством; осуществлять государственную поверку средств измерений, изымать неверные меры и приборы и приводить их в порядок; ускоренно утвердить новые и пересмотреть существующие ГОСТы для экономии стратегического сырья и уменьшения его расхода; заменить дефицитные материалы на доступные аналогичные или близкие по свойствам; найти менее продолжительные и более простые методы контроля за качеством продукции. От успешности решения этих задач зависела обороноспособность страны. Но документальных свидетельств о том, кто и каким образом в Сибири решал эти задачи, немного. Точно известно, что промышленный потенциал регионов за годы войны значительно вырос, и без метрологического обеспечения этого просто не могло быть.
Уже в июле 1941 года появились стандарты военного времени, обозначаемые как ГОСТ В. Для них были характерны более рациональное использование сырьевых стратегических ресурсов, сокращение удельных норм расхода материалов, установление более широкой взаимозаменяемости деталей и узлов, ускорение и удешевление производства. За годы войны Комитетом стандартов было утверждено более 2200 новых государственных стандартов и изменено 1270 действующих.
Ряд промышленных предприятий, эвакуированных из западных районов страны, разместили в Новосибирске, Омске, Томске, Кемерово, Иркутске, Алтае. В Красноярском крае почти втрое выросло производство электроэнергии, стали, в 1,5 раза увеличилась добыча угля, появились предприятия по выпуску комбайнов и цемента. Эвакуированные предприятия часто устанавливали буквально под открытым небом и сразу же запускали производство, оборудование которого нуждалось в поверке и ремонте.
В победном 1945 году план по ремонту измерительных приборов в Красноярском крае был определен в следующих параметрах: 6650 весов, 13000 гирь и 500 манометров. Вся тяжесть обеспечения промышленности ценным марками углей легла на Кузбасс. На кузнецких углях выплавлялось более 80% производящегося в стране металла. Алтайский край, где по существу до войны не было машиностроения, к концу её имел 21 предприятие машиностроения и металлообработки. Новосибирск дал фронту около 4 млн. единиц летнего и зимнего обмундирования для армии, 6 бронепоездов, 10 бронемашин, десятки военно-санитарных поездов, поезд по ремонту вагонов и паровозов. В Томск были эвакуированы в общей сложности 32 завода разного профиля, в том числе 9 предприятий оборонной промышленности. С первых месяцев войны в Омск стали эвакуировать крупные предприятия с запада страны (в город прибыло более 100 заводов).
Возросший парк средств измерений на сибирских и эвакуированных за Урал предприятиях надо было обеспечить поверками, при этом с меньшим, чем в мирное время, числом поверителей. Требовалось резко повысить производительность труда на поверочных работах. Также необходимо было обеспечить прием и оказание помощи в налаживании работы метрологическим организациям, эвакуированным из Харькова, Москвы и Ленинграда, в том числе метрологическим институтам.
Специалисты и оборудование трех ведущих метрологических институтов страны оказались в Томске в разное время. Лаборатории московского ГИМИПа прибыли в город в конце лета – начале осени 1941 г. Ленинградский ВНИИ метрологии, а вместе с ним и государственные эталоны – год спустя. Остается недатированным приезд специалистов харьковского ГИМИПа, но в июле 1942 г. они уже были в Томске.
Таким образом, осенью 1942 г. в этом городе были сосредоточены сотрудники, оборудование и государственные эталоны из трех ведущих научно-исследовательских метрологических институтов страны. Ситуация, ставшая результатом военных событий, могла иметь для российской и сибирской метрологии определенные плюсы. Нахождение «под одной крышей» специалистов трех НИИ, давших начало четвертому институту, обеспечивало преемственность развития метрологии в стране. В Томске при институте находилось девять лабораторий – электроизмерительная, теплоизмерительная, мер длины, мер массы, манометрическая, расходомерная, времени, механическая, радиотехническая и фотометрическая. Все лаборатории располагали уникальным оборудованием, эвакуированным из Москвы, Харькова, Ленинграда.
В 1944 году на базе Управления Уполномоченного Комитета при Новосибирском облисполкоме и Томского ИМИП был создан Новосибирский государственный институт мер и измерительных приборов (НГИМИП), который окончательно переехал из Томска в Новосибирск в 1948 году. Создание института, развитие его метрологической базы увеличили ресурсы и возможности поверочной части, а тесное содружество научных и поверочных подразделений НГИМИПа позволили в короткие сроки развернуть поверочные лаборатории, высокооснащённые как оборудованием, так и кадрами.
В годы Великой Отечественной войны особое развитие получила и непосредственная поверочная деятельность. Уменьшилось число поверителей, так как многих призвали в действующую армию. Потребовалось резко повысить производительность труда, чтобы справляться с возросшим объемом работ. С 1943-1944 годов начинается более конкретное планирование контрольно-ревизионных работ. Особое внимание обращается на состояние измерительной техники в воинских частях, в организациях, связанных с заготовкой, приемкой и переработкой сельхозпродукции. Были вновь организованы и дооборудованы лаборатории в местных управлениях мер и измерительных приборов. Так, до войны в Сибири поверка образцовых электроизмерительных приборов производилась только в Новосибирске. За время войны эти поверки организованы в Барнауле и Иркутске. В эти же годы организована поверка термоэлектрических пирометров в Новосибирске, Барнауле, Иркутске, Красноярске и Кемерове; освоена поверка оптических пирометров в Иркутске и Новосибирске. Лаборатории линейных измерений до войны были только лишь в Иркутске, Новосибирске и Омске, а за время войны такие лаборатории организовались в Барнауле и Кемерове. Иркутские метрологи в военное время не только помогали фронту, но и занимались научной деятельностью, которая заложила фундамент для развития уже в послевоенные годы. Во всех областных Управлениях мер и измерительных приборов освоены поверки приборов для испытания твердости. В том числе в Новосибирске освоена поверка приборов для испытания механических свойств материалов.
В это напряженное время высокие требования предъявлялись и к сибирским метрологам. Лаборатории должны были не только увеличить объемы поверочных работ, учитывая резко возросший парк приборов, но и значительно расширить номенклатуру поверяемых средств измерений. Требовалось помощь предприятиям в организации надзора за измерительной техникой, соответствующей военному времени.
В Омске с начала войны было размещено более ста предприятий, эвакуированных с запада страны. Эти заводы были перепрофилированы на выпуск военной продукции, обеспечивающих фронт всем необходимым. В частности, в Омском Прииртышье было выпушено почти 7 тысяч танков Т-34, 78 пикирующих бомбардировщиков «ТУ-2» и более 3,4 тыс. истребителей «ЯК-7» и «ЯК-9». На эвакуированных предприятиях не было специализированных подразделений для обеспечения единства измерений. На тех омских метрологов, которые не были призваны в действующую армию, легла колоссальная нагрузка. В приказе по Омскому Уполкоммерприбору от 17 февраля 1943 года – список госповерителей из девяти человек, которые должны были производить поверку. Сотрудники Омского Уполкоммерприбора проводили обязательную государственную всех мер и контрольно-измерительных приборов на заводе № 166 (сейчас это ПО «Полет» ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) со знаменитой «шарашкой» авиаконструктора А.Н. Туполева, ЦИЛ завода № 634 (ныне ПО «Электроточприбор»), а также на паровозо-вагоноремонтных заводах №№ 173 и 174, выпускавших бронетехнику.
Иркутские метрологи в военное время не только помогали фронту, но и занимались научной деятельностью, которая заложила фундамент для развития уже в послевоенные годы. В 1943 году по решению правительства Комитету по делам мер и измерительных приборов в Иркутске было поручено организовать службу времени.
«В подвале одного из зданий на окраине города небольшая группа специалистов, возглавляемая доктором физико-математических наук профессором В.К. Абольдом, занялась установкой и исследованием часов «Рифлер», которые госуниверситет приобрел в Германии и хранил в упаковке около двадцати лет», – упоминал такой факт в своих воспоминаниях Давид Иосифович Могилевский руководивший в то время Иркутским Управлением.
Так началась история организации первой службы времени в Сибири. Знаменательным событием в работе службы было начало передачи сигналов точного времени, которые так необходимы были для народного хозяйства Сибири и Дальнего Востока. Иркутская лаборатория включилась в Международную службу времени.
Послевоенные годы поставили новые задачи. Прежде всего – перевод промышленности на гражданские «рельсы», освоение целинных и залежных земель. Период военного времени обозначил важность стандартизации оборудования и приёмов в производстве. Это дало толчок дальнейшему развитию стандартизации и метрологии как науки. Прогресс был обеспечен колоссальным опытом, полученным в тяжелейших условиях военного времени.