— Я бы не торопился. Наш автомобильный рынок очень конкурентный. Если это будет раскрученная история и потребитель получит информацию, которая ему позволит сделать осознанный выбор, я уверен, многие автопроизводители сами начнут это делать. Могу сказать, что среди большого количества рынков, на которых мы работаем как орган надзора, автомобильный рынок, пожалуй, наиболее дисциплинированный. Все новые изменения они рассматривают не как жесткие правила, а как возможности, шанс получить новую нишу на рынке.
— А сами автопроизводители уже заявили, что готовы выдавать такие этикетки?
— Это не выдача каких-то отдельных табличек, информация должна указываться производителем на самом автомобиле. Не все, наверное, будут готовы сразу с момента введения стандарта это обеспечить на новых автомобилях, есть и определенный цикл производства машин. Но стандарты в первую очередь разрабатываются теми, кто планирует их применять. Раз этот стандарт появился, значит, это не наша придумка, а определенная бизнес-стратегия автопроизводителей.
Со временем, чтобы не было обмана и злоупотребления доверием, государство должно будет обеспечить достоверность этой информации. Мы сегодня активно работаем с подведомственным Минпромторгу ФГУП «НАМИ», чтобы в России были возможности проверять экологические и энергоэффективные показатели, параметры безопасности транспортных средств. Без этого сложно будет достичь конкурентоспособности выпускаемого транспорта.
Очень большое значение это будет иметь при внедрении беспилотного транспорта. Как мы будем тестировать безопасность этих систем управления, их защищенность от внешнего воздействия, киберугроз и так далее — это тоже серьезный вопрос.
— Будете ли вы этим заниматься?
— Будем. Мы и Минпромторг как регулятор в этой области планируем заниматься развитием традиционных систем безопасности, которые позволяют снизить ущерб для человека, находящегося в кабине автомобиля, и для всех участников дорожного движения, которые теоретически могут попасть в зону его воздействия. Я считаю, что нам надо уже сейчас, на этапе внедрения и развития автономно управляемых транспортных средств, разрабатывать методы тестирования этих систем управления на их устойчивость к внешним помехам. Представьте, автомобиль движется в беспилотном режиме, в салоне находятся люди, которые не могут им управлять, и вдруг происходит какое-то воздействие электромагнитным импульсом, какой-то сбой. Такие системы управления должны быть протестированы самым надежным образом, не просто виртуально. Это должны быть натуральные испытания на все случаи внешнего воздействия.
— Означает ли это, что Росстандарт намерен создать отдельный стандарт для беспилотных авто?
— Дело не просто в стандарте, это прежде всего техническое знание и понимание того, как работают эти системы.
Сегодня активным внедрением беспилотных авто занимается, например, компания «Яндекс». Это коммерческий проект, и мы до конца не знаем алгоритмы работы этих беспилотных систем. Не знаем, как они тестировались, в каких условиях и могут ли быть какие-то нештатные ситуации, на которые эти системы не рассчитаны. Поэтому у Росстандарта как органа надзора за безопасностью всех выпускаемых автомобилей должны появиться такие инструменты, которые позволили бы проверить эти характеристики
Это и тестирование автомобилей, оснащенных интеллектуальными системами, в реальных условиях, на испытательных полигонах, дорогах, и проверка киберустойчивости этих систем. На этом, наверное, в будущем будет сконцентрирована наша компетенция, мы будем больше уходить от механики к контролю устойчивости всех систем, которые управляют автомобилем.
— Вы обсуждали этот вопрос с «Яндексом»?
— Мы работаем с коллегами по разным направлениям, но пока то, о чем я говорил, — это стратегические направления. Нам предстоит еще много сделать, чтобы выработать конкретные шаги.
— Планируете ли вы разрабатывать отдельный стандарт для электромобилей и гибридов?
— Сейчас в России уже действует шесть национальных стандартов для электромобилей и гибридных автомобилей. В основном они связаны с системами зарядки и методами испытаний. Программой национальной стандартизации на 2020 год предусмотрена разработка еще 16 национальных стандартов в этой области.
— С марта вступил в силу ГОСТ для ретроавтомобилей и мотоциклов. Как будет выполняться экспертиза этих авто и что делать тем машинам, которые не будут соответствовать ГОСТу? Им нельзя будет выезжать?
— Сегодня в техрегламенте прописано, с какого момента автомобиль может считаться раритетным. Для легковых автомобилей это возраст более 30 лет, для остальных — от 50 лет, и это должны быть машины, восстановленные до оригинального состояния. На такие автомобили действие техрегламента не распространяется. Они могут ездить по дорогам без свидетельства о безопасности, так как разрабатывались совсем в другое время и не могут отвечать современным требованиям. Но при этом надо понимать, что это автомобили, которые тоже выезжают на дорогу общего пользования.