В журнале «Стандарты и качество» опубликована статья о противодействии незаконному обороту на рынке цемента и бетонных смесей в России.
В августе в Москве на базе Международной ассоциации «Антиконтрафакт» состоялась пресс-конференция «Обязательное подтверждение соответствия и возвращение государственного контроля как эффективные меры для снижения объема фальсифицированной продукции на рынках цемента и бетонных смесей». В рамках мероприятия обсуждались современные методы защиты от проникновения на рынок некачественной продукции, НО «Союзцемент» представил результаты оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия в отрасли.
С приветственным словом к участникам обратилась генеральный директор Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Светлана Квасова. Она отметила, что в России проблема фальсификата и контрафакта стоит остро и для ее решения необходима серьезная системная работа, обмен методами и средствами противодействия, в том числе на международном уровне.
Выступление Дарьи Мартынкиной, исполнительного директора НО «Союзцемент» — некоммерческой организации, объединяющей ведущих производителей цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС), — было посвящено вопросам обеспечения безопасности строительства. Она пояснила, что цемент — базовый строительный материал, без которого не может быть возведена ни одна конструкция, цемент — это ее прочность, а значит, безопасность. При этом цемент — нормированный продукт: несоблюдение ГОСТов несет в себе несколько видов угроз.
Основная угроза — жизни и здоровью граждан в результате обрушения зданий или сооружений. Большая часть реализуемых в стране нацпроектов предполагает возведение значительного числа капитальных строений, интенсивное строительство идет в новых регионах. Использование некачественного цемента может вызвать серьезные риски: повышенный радиационный фон, воздействие вредных химических веществ, признание через короткий срок новых объектов аварийными.
Вторая угроза — это финансовые потери государства, связанные с недополученными доходами от налогов. Третья — ущерб от фальсифицированной продукции для добросовестных производителей, которые теряют свою долю рынка, проигрывая в конкурентной борьбе, так как фальсификат продается по демпинговым ценам. Добросовестные производители вкладывают средства в развитие капиталоемкого и энергоемкого производства, более дорогие и качественные материалы, в обеспечение экологической безопасности, заботятся о соблюдении трудового законодательства и т.д. Производители фальсификата сами освободили себя от такой нагрузки.
Неочевидный вид рисков — ущерб гражданам как потребителям. Это важный аспект, поскольку, по данным Росстата, в структуре жилищного строительства почти 56% приходится на индивидуальное жилищное строительство.
Государство уже реализует меры защиты от некачественной продукции. С 2016 г., т.е. с момента введения обязательной сертификации цемента, действовавшей в связке с госконтролем за оборотом на внутреннем рынке и инспекционным контролем за импортом цемента, ввозимого из государств, не входящих в ЕАЭС, доля фальсификата неуклонно снижалась: если в 2015 г. она составляла примерно 18%, то к 2020 г. снизилась до 6%. Однако в марте 2020 г. Правительством Российской Федерации введен мораторий на проведение плановых проверок со стороны органов государственного контроля (надзора), который не только действует в настоящее время, но и продлен до 2030 г. Кроме того, в результате реализации механизмов регуляторной гильотины по Федеральному закону от 11 июня 2021 г. № 170ФЗ2 (далее — закон № 170ФЗ) в целях снижения административной нагрузки на бизнес упразднены контроль и надзор за оборотом ряда строительных материалов, в том числе цемента. Это запустило процессы возвращения качества и безопасности цемента к «досертификационному» уровню: доля незаконного оборота по сравнению с показателями 2020 г. увеличилась более чем в три раза и превысила 20% (см. рисунок).
Снижение административной нагрузки на бизнес — безусловно, важная государственная задача, но не в тех случаях, когда речь идет о безопасности. Производство цемента — это сфера, где отмена госконтроля недопустима, поскольку качество строительных материалов напрямую связано с защитой жизни и здоровья граждан. За возвращение госконтроля на рынок цемента выступают Минпромторг России, Минстрой России, Росстандарт, Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и многие другие некоммерческие объединения. К сожалению, Минэкономразвития России, инициатор закона № 170ФЗ, не поддерживает позицию остальных ведомств.
Важно подчеркнуть, что госконтроль за оборотом цемента не заменяет ни один другой вид контроля. Сейчас органы по сертификации контролируют производителя, которому выдавали сертификат: осуществляют дорыночный контроль продукции. Органы по сертификации, в свою очередь, контролирует Росаккредитация. У крупных строителей есть свой входной контроль, включающий лабораторные исследования, который препятствует использованию фальсифицированной продукции. Тем не менее, более половины строек в стране приходится на индивидуальное жилищное строительство, и единственным барьером для входа фальсифицированной продукции становится рыночный контроль.
Таким образом, возвращение государственного контроля (надзора) за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента, — необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность (см. таблицу).
Константин Леонидов, председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), предложил обратиться к истории вопроса. Он напомнил, что ранее стандарты были обязательными, надзор за их соблюдением осуществлял Госстандарт и ни одно предприятие не могло выпустить продукцию, не соответствующую требованиям стандартов, т.е. вероятность появления на рынке контрафактного продукта сводилась к минимуму.
В процессе либерализации экономики в отсутствие государственного регулирования на рынок хлынул поток некачественных товаров, импортной продукции зачастую сомнительного происхождения. Чтобы защитить потребителя, стали вводить механизмы сертификации. К сожалению, в отношении строительных материалов этот процесс затянулся, поскольку на рынке было два регулятора: Минпромторг России, обеспечивающий производство, и Минстрой России, отвечающий за использование строительных материалов. Разработка технического регламента о безопасности строительных материалов, объектом регулирования которого в том числе является цемент, еще продолжается.
Первым шагом в решении этого вопроса стало принятие в рамках ЕАЭС технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «О безопасности автомобильных дорог», который установил требования к цементу, предназначенному для строительства автомобильных дорог; входной контроль осуществляется, поэтому в отношении данного объекта была принята более мягкая форма подтверждения соответствия — декларирование. В результате доля фальсификата на рынке цемента для строительства автодорог остается незначительной.
С чем же связан рост доли фальсификата цемента промышленного назначения? В результате реформы системы государственного контроля (надзора) и введения ряда мораториев на проверку бизнеса этот показатель значительно вырос. ТПП РФ поддерживает позицию, что в сфере технического регулирования обязательный государственный контроль необходим, без него она малопродуктивна.
Решение о восстановлении государственного контроля уже принято на уровне правительства, идет рассмотрение проектов реализации данной задачи. Константин Леонидов выразил надежду, что в ближайшее время государственный контроль будет возвращен.
Любовь Бондарь, президент Ассоциации по техническому регулированию «АССТР», представила итоги анализа эффективности обязательной оценки соответствия цемента и смесей бетонных, в том числе работы органов по сертификации, в условиях действующего регулирования, провела оценку результативности введения обязательной сертификации цементов и обязательного декларирования смесей бетонных на основе специально разработанных и уточненных критериев, дала рекомендации по совершенствованию регулирования оценки соответствия цементов и смесей бетонных.
Результаты исследования выявили, что имеющиеся нарушения процедур оценки соответствия цемента со стороны органов по сертификации способствуют выпуску в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям. Также одной из причин резкого увеличения доли незаконного оборота цемента, произошедшего в 2021—2022 гг., является подмена обязательной сертификации цемента декларированием соответствия требованиям ТР ТС 014/2011.
Таким образом, дорыночный контроль при отсутствии рыночного контроля демонстрирует свою неэффективность.
Что касается рынка смесей бетонных, то к росту доли фальсифицированного товара привели следующие факторы: декларация о соответствии смесей бетонных регистрируется в реестре Росаккредитации самостоятельно изготовителем; отсутствуют обязательные требования к аккредитации испытательных лабораторий, проводящих испытания смесей бетонных в целях обязательного подтверждения соответствия; упразднен государственный контроль за обращаемой продукцией.
Анализ динамики рынка доказывает, что подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя — неэффективная мера применительно к смесям бетонным ввиду полного отсутствия дорыночного контроля.
***
Обсуждение данной темы в ходе конференции показало, что стабилизация ситуации на рынке цемента и бетонных смесей требует принятия комплекса мер, ключевые из которых: отмена моратория на проверки, как плановые, так и внеплановые; возврат государственного контроля соответствия продукции национальным стандартам на цементы, смеси бетонные, сухие строительные смеси, которые сегодня, согласно постановлению Правительства РФ № 24256, являются обязательными.