С 1 марта 2025 года вступила в силу статья 351.8 Трудового кодекса «Особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда». Изменения регулируют правила организации труда наставников – специалистов, которые курируют молодых и менее опытных сотрудников.
В Трудовом кодексе определено понятие наставничества. Критерии отбора и требования к наставникам определяет сам работодатель. В качестве наставника выбираются специалисты с высоким уровнем квалификации, высокими показателями работы, необходимым опытом и стажем работы в организации. Немаловажно умение находить общий язык с другими людьми, преподавательские способности и стремление поделиться опытом.
Многие годы система наставничества действует в ФБУ «Омский ЦСМ». Опытные сотрудники передают свои знания и навыки в области обеспечения единства измерений, испытаний, оценки соответствия и других областях. Порядок организации и проведения работ по наставничеству, права и обязанности наставников и стажеров устанавливает Положение о наставничестве.
Наставник осуществляет свои функции по разработанному им индивидуальному плану мероприятий, согласованному с руководителем стажера. Продолжительность наставничества может быть установлена до трех лет. Допуск к самостоятельной работе производится после стажировки, первичной аттестации или положительного отзыва наставника – в зависимости от направления работы.
В 2024 году наставничество осуществлялось для пяти инженеров без опыта работы в области метрологии. Мы обратились с вопросами к нашим наставникам:
– Какие задачи вы ставите перед собой как наставник?
– Насколько для вас значимо и интересно передавать опыт и знания начинающим специалистам?
Ольга Бронникова, инженер по метрологии 1 категории:
– Наставнику необходимо объяснить стажеру его работу, передать знания, нюансы работы, познакомить с нашей эталонной базой. Важно также помочь новичку быстрее влиться в коллектив, рассказать, к кому и по каким вопросам можно обращаться. Передавать опыт интересно, но то, насколько человек быстро вникнет и разберется в методике поверки, зависит от него самого, его заинтересованности. Конечно, сложно прочитать техническую документацию и сделать по ней поверку. Стажеру необходимо все объяснить словами, показать на примерах. Обычно возникает много вопросов, особенно у сотрудников без опыта. И когда наступает прозрение – это очень радует.
Сергей Федорченко, ведущий инженер по метрологии отдела:
– Для меня очень важно передавать опыт молодым специалистам. Возможность помочь человеку на первом этапе становления в профессии, научить тому, что умеешь сам, видеть, как человек с твоей помощью развивается, добивается успехов, – это всё равно что получить своё продолжение в ком-то другом, увидеть себя со стороны.
Александр Владимирович Киммель, ведущий инженер по метрологии:
– Мои задачи – ознакомить с должностными обязанностями и рабочим местом. Стажер должен иметь системное представление о своей работе, работе структурных подразделений и взаимодействии с ними. Наставник помогает наладить эти связи. Эту часть наставничества я называю укрупненным обучением. Далее нужно предоставить всю необходимую информацию по содержанию работ, помочь сотруднику реализовать свои знания и умения. Также моя задача обучить работе с эталонами подразделения и оборудованием заказчика. Мне важно максимально передать свой опыт и нюансы работы и сформировать в сотруднике чувство ответственности и желание выполнять поставленные задачи. Это я называю детализацией. На нас ответственность за результаты работы, поэтому одна из важных задач – контроль.
Передавая свои знания, наставник совершенствуется, повышается его авторитет перед коллегами и начальством. Не нужно бояться, что новичок может вас обойти – необходимо повышать свой уровень и быть гуру для коллег. Конечно, необходимо желание самого стажера получать знания. Самообучение – важная часть его работы, наша задача – научить применять знания. Как говорил один известный человек, если текущее поколение будет умнее будущего, то развития общества не будет. Важно, чтобы после нас оставались грамотные люди, знающие свое дело и продолжающие дело старших. Потом они будут вспоминать нас с благодарностью.
Продолжение следует
