Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждён новый национальный стандарт ГОСТ Р 71894-2024 «Электрические низкоскоростные двухколесные транспортные средства. Технические требования и методы испытаний», который впервые вводит требования для электрических велосипедов.
Популярность маломобильного транспорта на электротяге в российских городах с каждым годом увеличивается, так например, в 2024 году в России отмечается увеличенный интерес к электровелосипедам. Согласно данным аналитиков компании First Data, объем продаж этих транспортных средств возрос на 240% — с 10 тысяч до 34 тысяч единиц. Однако вместе с увеличением интереса к электровелосипедам и другим видам маломобильного транспорта, увеличилось и число аварий с их участием, несмотря на преимущества этого транспорта.
В 2022 году для электрических средств индивидуальной мобильности, включая электросамокаты и гироскутеры, уже были разработаны и утверждены технические требования (ГОСТ Р 70514-2022). Однако полноценное регулирование для электровелосипедов оставалось недостаточно проработанным, что вызывало трудности в их идентификации и классификации.
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев отметил, что утверждение нового национального стандарта создаст условия для введения обязательной процедуры подтверждения соответствия электрических двухколёсных транспортных средств в рамках технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Это, в свою очередь, значительно повысит уровень безопасности как для владельцев электровелосипедов, так и для других участников дорожного движения.
ГОСТ Р 71894-2024 впервые задаёт технические требования и методы испытаний для электрических велосипедов:
- Максимальная скорость при использовании электродвигателя не должна превышать 25 км/ч.
- Транспортные средства должны быть оборудованы как минимум двумя независимо функционирующими тормозными системами: для переднего и для заднего колеса.
- Стандарт требует наличия автоматических устройств ограничения скорости, которые могут определять местоположение с использованием глобальной навигационной спутниковой системы.
- Стандарт устанавливает порядок и условия проверки электрических систем при температуре 20 ± 5 градусов по Цельсию.
- Вводит требования к электромагнитной совместимости, видимости на дороге, мерам защиты от несанкционированного вмешательства, структурной целостности и маркировке.
Документ не только содержит технические требования к электровелосипедам и аналогичным транспортным средствам, но также устанавливает четкие классификационные критерии, позволяющие отличать их от мопедов, которые подлежат иным требованиям, предусмотренным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Важно отметить, что стандарт не охватывает моноколеса и сегвеи, даже несмотря на наличие двух колес, так как он не применяется к устройствам с системой самобалансировки, характерной для этих видов транспортных средств.
В стандарте также предусмотрена специальная маркировка для низкоскоростных электрических транспортных средств. Эта маркировка будет содержать буквенно-цифровую комбинацию, включающую наименование и адрес производителя, обозначение транспортного средства, номинальную максимальную мощность электродвигателя, максимальную скорость, допустимую нагрузку, серийный идентификационный номер и год производства.
ГОСТ Р 71894-2024 был разработан специалистами ФГУП «НАМИ» в сотрудничестве с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в рамках работы профильного технического комитета по стандартизации № 59 «Внедорожная техника» (ТК 59). Стандарт вступает в силу 1 марта 2025 года.