Версия для слабовидящих
Омское время:

ГОСТ диктует: разъясняем требования нормативных документов к наименованию продукции

Названия из стандартов у всех на слуху. Это, если говорить о вареных колбасных изделиях, «Докторская», «Молочная», «Любительская» колбасы и сосиски, которые ассоциируются с высоким качеством. И часть покупателей традиционно отдает предпочтение продукции, выпущенной по ГОСТам. Именно поэтому производители стремятся в названиях своих изделий применять названия из ГОСТов или схожие с ними до степени смешения наименования. Разберемся, допустимо ли это?

Сегодня рынок мясной продукции и продукции из мяса птицы представлен широким ассортиментом товаров, которые производятся по стандартам (межгосударственным или национальным), техническим условиям, стандартам организации.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» устанавливает требования, согласно которым не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам. Аналогичное требование установлено в техническом регламенте ТР ЕАЭС 051/2021 «О безопасности мяса птицы и продукции его переработки». Следовательно, если производитель изготавливает свою продукцию не по ГОСТу, то применять данные наименования недопустимо. Для упрощения оценки тождественности наименований мясной продукции разработан стандарт ГОСТ 34397-2018 «Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения придуманных названий», в котором установлены критерии тождественности, а для правильного толкования требований приведены многочисленные примеры.

Для оценки реальной ситуации специалисты ФБУ «Омский ЦСМ» проанализировали названия продукции на тождественность с ГОСТовскими на примере варенных колбасных изделий (колбас, сосисок, сарделек). В выборку была включена представленная в магазинах Омска продукция местных и иногородних производителей.

По результатам проведенной работы можно заключить, что часть производителей соблюдают требования законодательства и используют ГОСТовские названия только для изделий, которые они производят по соответствующим стандартам. Например, если они продают колбасу с названием «Докторская», то и производят ее строго по ГОСТ 23670-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия», где установлены требования к качеству и применяемому сырью для производства вареной колбасы – «Докторской».

Другая часть изготовителей идет на уловки, и в названиях продукции к названиям из стандартов дописывают слова «Докторская от босса», «Докторская от Иваныча», «Молочная по-омски» и др. Названия придуманы авторами статьи по аналогии с зафиксированными, но дают возможность сделать соответствующие выводы покупателям. Производители должны четко понимать: подобные названия недопустимы для продукции, производимой не по ГОСТу, и вводят в заблуждение!

Есть и изготовители, в маркировке изделий которых вообще отсутствует указание на нормативный документ, в соответствии с которым произведена продукция. Это допускает технический регламент ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Но если при этом в маркировке упоминаются различные другие стандарты, например, ГОСТ на молоко, сливки, окорок, то у потребителя может сложиться впечатление, что эта продукция произведена по ГОСТу, ведь не каждый знает номера стандартов на различные виды продукции. Это тоже можно расценивать как нарушение действующего законодательства.

Есть и такие предприятия, которые производят свою продукцию по техническим условиям (ТУ) или стандартам организации (СТО), декларируя это в маркировке и применяя собственные фирменные названия. При этом продукция данных производителей не уступает в качестве той, что выпущена по ГОСТу. Такие предприятия работают в правовом поле, грамотно и честно.

Таким образом, неважно – произведено изделие по стандарту или техническим условиям. Главное – обеспечить не только качество и безопасность товара, но и требования к нему в части маркировки, чтобы заслужить полное доверие своих покупателей.

Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это: штраф в размере 20 000 – 30 000 рублей для ИП и в размере 100 000 – 300 000 рублей для юридических лиц. Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. А в случае, когда размещенная на этикетке информация может интерпретироваться как обман покупателя, штраф составит до 500 000 руб.

Специалисты ФБУ «Омский ЦСМ» планируют продолжить мониторинг использования ГОСТовских названий в наименовании продукции, выпущенной по техническим условиям и стандартам организации, но уже в других группах товаров, с надеждой, что ответственных производителей станет больше.

Елена Пригон, начальник сектора стандартизации, к.т.н.

На снимках: специалисты сектора стандартизации И.В. Федосенко и

И.А. Демиденко проводят анализ маркировки колбасных изделий.

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Мы используем cookie-файлы, Яндекс метрика, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и Яндекс метрике или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов и Яндекс метрики может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и Яндекс метрики. Это совершенно безопасно!
На воде, по рельсам, под землей. Оборудование омских предприятий применяют по всей стране Турнир по волейболу собрал команды омских предприятий На благо людей. Проекты образовательных учреждений Омска на конкурсе «100 лучших товаров России» Состоялось выездное заседание комиссии по качеству в центре «ЕВРОМЕД» Вышел июньский номер газеты «Вестник Омского ЦСМ»