Версия для слабовидящих
Омское время:

Неделя «Техэксперт»: актуальная нормативная информация и цифровые инструменты для работы с ней

Журнал «Стандарты и качество» рассказывает, как проходила Неделя «Техэксперт» — онлайн-конференция, которую ежегодно проводит один из ведущих российских разработчиков ИТ-решений для работы с нормативной и технической документацией.

С 5 по 9 февраля 2024 г. прошла традиционная Неделя «Техэксперт» — ежегодная бесплатная онлайн-конференция, создающая партнерскую среду для взаимодействия широкого круга специалистов и экспертов по самым актуальным вопросам нормативного регулирования. Тема этого года — «Изменения в законодательстве — 2024. Курс на цифровизацию».

Конференцию уже четвертый год подряд организует и проводит Консорциум «Кодекс» — ведущий разработчик ИТ-решений для работы с нормативной и технической документацией. Генеральным партнером мероприятия традиционно выступило РИА «Стандарты и качество». Всего конференцию поддержали более 20 отраслевых объединений и СМИ, среди которых Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Ассоциация «Компетентность и качество», Учебные центры «Содействие» и «МАЭБ», Агентство «Монитор», издания «PRO.Качество», «PRO.Безопасность» и др.

Тематика Недели «Техэксперт» постоянно меняется вслед за актуальной законодательной повесткой: если в 2021—2022 гг. главной темой конференции была «регуляторная гильотина», то уже в 2023 г. акцент сместился на анализ конкретных нормативных нововведений, которые вступили в силу с 1 марта. В 2024 г. также вводятся важные изменения и появляются новые обязанности, которые влияют на работу сотен тысяч специалистов, — но кроме самих новаций докладчики уделили большое внимание цифровым инструментам, которые помогают соблюдать требования законодательства.

За пять рабочих дней конференции проведено шесть тематических секций, посвященных изменениям в сферах аккредитации и метрологии, производственной безопасности (охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС), экологическая безопасность, безопасность при эксплуатации зданий и сооружений), пищевой промышленности, санитарных норм и правил, проектирования и строительства.

АККРЕДИТАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

В первый день конференции прошла секция «Актуальные вопросы и перспективы развития в сферах аккредитации и обеспечения единства измерений». Ее модератором выступил Дмитрий Фалкин, председатель Ассоциации «Компетентность и качество», член Всероссийской организации качества (ВОК), эксперт по аккредитации.

Мария Марьина, консультант по разработке и внедрению системы менеджмента в испытательных лабораториях, технический эксперт Росаккредитации, выступила с докладом «Управление документацией. Практические аспекты разработки и управления». Она отметила особую актуальность данной темы, поскольку связанные с управлением документами процедуры часто являются источником различных несоответствий при проверках. По словам спикера, если посмотреть на документы испытательной лаборатории глобально, то можно выделить две основные группы: внешние документы (нормативные правовые акты, методики и др.) и внутренние, которые разработаны в самой лаборатории для описания системы менеджмента. М. Марьина рассмотрела именно вторую группу документов лаборатории с точки зрения не только требований, которые к ним предъявляются, но и практических моментов, связанных с их разработкой и управлением. Требования к управлению документами установлены в п. 8.3 ГОСТ ISO/IEC 17025—2019[1] и п. 24.6 Критериев аккредитации[2]. Докладчик подчеркнула, что в данном контексте «документом» могут быть заявления о политике, процедуры, спецификации, инструкции производителя, калибровочные таблицы, схемы, пособия, плакаты, уведомления, памятки, чертежи, планы и т.д. Они могут быть представлены на различных носителях информации, в печатном или цифровом формате. По мнению спикера, наиболее важными этапами управления внутренними документами являются разработка, проверка, регистрация и утверждение. Именно на этих этапах лаборатории чаще всего сталкиваются с проблемами. Между тем правильно разработанный документ системы менеджмента, будь то руководство либо инструкция, станет помощником в повседневной деятельности, своего рода «настольной книгой» для всего персонала испытательной лаборатории, и они часто будут обращаться к этим документам. К процессу разработки внутренних документов нужно привлекать как можно большее количество сотрудников, в т.ч. молодых специалистов и технических работников. Также при разработке документов следует обращать внимание на их детализацию. Нередко можно встретить крайности: либо правила вообще не сформулированы, либо настолько детализированы, что их в принципе невозможно выполнить.

Елизавета Качалина, начальник отдела предоставления государственных услуг (госконтроль) Федеральной службы по аккредитации подробно рассказала о порядке заполнения документов, необходимых для аккредитации. Она напомнила участникам сессии, что с 1 марта 2024 г. действуют изменения, внесенные в постановление Правительства № 2050[3] и связанные непосредственно с процедурой аккредитации. Общий срок процесса получения аккредитации сокращен и составляет 54 рабочих дня. Также спикер подчеркнула, что при подаче заявления через Госуслуги заявитель должен перейти на площадку Росаккредитации и дослать все необходимые документы и сведения. При подаче заявления на процедуру аккредитации надо заполнять все обязательные поля. К нему следует прикладывать копии документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации, установленный перечень которых был подробно проанализирован в докладе.

[1] ГОСТ ISO/IEC 17025—2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

[2] Приказ Минэкономразвития от 26 октября 2020 года № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».

[3] Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2021 г. № 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С полным текстом статьи можно познакомиться здесь: Техэксперт

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Мы используем cookie-файлы, Яндекс метрика, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и Яндекс метрике или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов и Яндекс метрики может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и Яндекс метрики. Это совершенно безопасно!
На воде, по рельсам, под землей. Оборудование омских предприятий применяют по всей стране Турнир по волейболу собрал команды омских предприятий На благо людей. Проекты образовательных учреждений Омска на конкурсе «100 лучших товаров России» Состоялось выездное заседание комиссии по качеству в центре «ЕВРОМЕД» Вышел июньский номер газеты «Вестник Омского ЦСМ»