Версия для слабовидящих
Омское время:

Развитие стандартизации в Российской Федерации — процесс непрерывный

Система стандартизации является важным элементом государственной технической политики, а также одним из ключевых инструментов передачи технологий, в том числе инновационных, в промышленности. Опыт государств-лидеров экономического развития свидетельствует об активном использовании возможностей стандартизации в развитии экономики.

Документы по стандартизации представляют собой упорядоченный результат накопленного опыта, исследований и испытаний, на основании которых определены характеристики, общие правила и принципы в отношении объектов стандартизации. Их применение позволяет обеспечивать безопасность этих объектов, способствует улучшению их качества. Правильное использование и понимание участниками работ по стандартизации терминологии, установленной в документах по стандартизации, позволяет повысить эффективность любого рода взаимодействий.

 
Стандартизация — инструмент, который должен позволять решать задачи промышленной модернизации, технологического обновления, повышения научно-технического потенциала, социально-экономического развития страны, а действующие механизмы стандартизации должны позволять оперативно находить «ответы» на эти задачи в документах по стандартизации. Таким образом, стандартизация должна быть стабильной с точки зрения безопасности, качества, терминологии и в то же время мобильной — способной быстро реагировать на технологические и промышленные вызовы.
 
Вместе с тем стандарты могут являться фактором, сдерживающим прогресс: фиксируя достигнутый уровень развития науки и технологий на определенный период, они снижают эффективность развития экономики, промышленных технологий, технологических инноваций. В этой связи стандартизация должна стать составной частью экономической и технической политики, курса отечественных предприятий на продвижение на внешний рынок работ, услуг, инновационных товаров и интеллектуальной собственности, а также быть направлена на непрерывное улучшение (обеспечивая постоянную работоспособность стандартов за счет их актуализации и пересмотра), достижение стратегических целей и решение задач, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации и основным направлениями деятельности Правительства РФ на соответствующий плановый период.
 
Для реализации стоящих перед стандартизацией задач постоянно ведется системная работа по ее совершенствованию. В 2012—2019 гг. эта работа осуществлялась в рамках Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 1762-р (далее — Концепция).
 
По состоянию на 2012 г., основными проблемами национальной системы стандартизации (НСС) были следующие:

  • отсутствие в Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее ФЗ № 184) исчерпывающих положений, в полной мере определяющих процедуры разработки и актуализации документов в области стандартизации;
  • рассмотрение в рамках ФЗ № 184 стандартизации только в качестве инструментария по обеспечению выполнения требований технических регламентов;
  • необходимость совершенствования и модернизации организационно-функциональной структуры системы стандартизации;
  • кадровый дефицит специалистов по стандартизации.

В целях совершенствования функционирования процедур НСС и создания условий, способствующих устранению существующих проблем, Концепцией были определены приоритеты, стратегические цели, задачи, принципы и направления развития НСС.

 
Период 2012—2019 гг. был достаточно плодотворным для развития стандартизации и позволил реализовать целый ряд сформулированных в Концепции задач. Так, 29 июня 2015 г. был принят Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № ФЗ-162 (далее — ФЗ № 162), который определил правовые основы стандартизации. ФЗ № 162 направлен на повышение эффективности деятельности по стандартизации в России, качества и конкурентоспособности российских товаров. Закон позволил сформировать такую модель правового регулирования, при которой «фокус одновременно наведен на соблюдение требований безопасности и на повышение конкурентоспособности отечественной продукции».
 
Принятие ФЗ № 162 вывело стандартизацию из сферы ФЗ № 184 в отдельное правовое поле, что позволило закрепить и уточнить терминологию в области стандартизации, виды документов по стандартизации, реформировать и законодательно закрепить процедуры планирования работ по стандартизации, разработке и актуализации документов по стандартизации, полномочия участников работ по стандартизации (в их числе Минпромторг России, Росстандарт, федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, технические и проектные комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям). Кроме того, появилась возможность применять ссылки на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.
 
С целью реализации положений ФЗ № 162 в 2015—2018 гг. были актуализированы действующие нормативные правовые акты, разработаны и приняты постановления Правительства РФ, приказы Минпромторга России и Росстандарта, зарегистрированные Минюстом России.
 
Кроме того, в 2016 г. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1394 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой международных, региональных и национальных документов в области стандартизации, обеспечивающих применение и исполнение требований технических регламентов, международных соглашений и нормативных правовых актов Российской Федерации. Тем самым были созданы условия для повышения заинтересованности бизнеса в участии в создании документов по стандартизации. Росстандарт с 2016 г. осуществляет системную деятельность по субсидированию затрат юридических лиц на разработку стандартов.
 
Совершенствование любой деятельности — постоянный процесс. И, несмотря на принятие ФЗ № 162 и нормативных правовых актов, направленных на его реализацию (что стало важнейшей вехой последнего десятилетия в сфере стандартизации), многие проблемы НСС остаются нерешенными и требуют детальной, планомерной работы.
 
Необходимость разработки очередного стратегического документа в сфере стандартизации стала очевидной задолго до окончания периода действия Концепции. Поэтому Правительством РФ было поручено разработать «дорожную карту» развития стандартизации в России до 2027 г.
 
Результатом выполнения данного поручения стал одобренный 15 ноября 2019 г. заместителем Председателя Правительства РФ Д.Н. Козаком План мероприятий («дорожная карта») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года (далее — «дорожная карта»), разработанный Минпромторгом России и Росстандартом при активном участии общественных объединений. План предусматривает мероприятия, направленные на адаптацию системы стандартизации Российской Федерации для решения задач промышленной модернизации, технологического обновления, научно-технического потенциала и социально-экономического экономики развития страны государства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и национальной безопасности Российской Федерации. Необходимо отметить, что впервые в документе уровня стратегического планирования содержатся мероприятия как в области национальной стандартизации, так и в области стандартизации оборонной продукции. В «дорожной карте» определены следующие целевые показатели:

  • снижение до семи лет среднего возраста документа по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС);
  • сокращение до семи месяцев среднего срока разработки национального стандарта;
  • увеличение до 57% доли межгосударственных (региональных) документов по стандартизации в ФИФС;
  • увеличение до 75% доли утверждаемых в течение года стандартов, разработка которых финансируется за счет внебюджетных источников;
  • перевод не менее 80% документов ФИФС в машиночитаемый формат;
  • полноправное участие Российской Федерации в технических органах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК).

ДДорожная карта развития стандартизации в РФ до 2027 г..jpgостижение показателей будет обеспечиваться реализацией мероприятий, которые в рамках «дорожной карты» распределены по десяти направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования в сфере стандартизации и методологии стандартизации;
  • совершенствование функционирования НСС;
  • совершенствование функционирования системы стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
  • международное сотрудничество в сфере стандартизации;
  • совершенствование инфраструктуры стандартизации;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • государственно-частное партнерство, сотрудничество с бизнесом в сфере стандартизации;
  • популяризация стандартизации;
  • ресурсное обеспечение работ по стандартизации;
  • мониторинг реализации «дорожной карты».

При выполнении «дорожной карты» может возникнуть необходимость актуализации и уточнения отдельных мероприятий.

 
Нужно отметить, что «дорожная карта» не только устанавливает высокую планку для федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций и объединений, ответственных за его ее реализацию, но также предполагает вовлеченность и скоординированную работу всех участников работ по стандартизации для обеспечения достижения значимых результатов в сфере стандартизации.
 
В конечном итоге реализация «дорожной карты» должна быть направлена на достижение стратегических целей и решение задач экономического развития Российской Федерации, установленных Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204.
 

Авторы:

Вячеслав Александрович БУРМИСТРОВ — директор департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России;
Антон Павлович ШАЛАЕВ — заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии;
Ирина Игоревна ГЛУШКОВА — начальник отдела стандартизации департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России
 
Стандарты и качество № 2 (992) 2020 г.
Рубрика: Стратегическое развитие
 
Скачать статью в формате PDF

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Мы используем cookie-файлы, Яндекс метрика, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и Яндекс метрике или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов и Яндекс метрики может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов и Яндекс метрики. Это совершенно безопасно!
Омский ЦСМ совместно с АСМС (учебной) провел семинар по аттестации испытательного оборудования, применяемого при оценке соответствия оборонной продукции 27 лет конкурса «100 лучших товаров России»: Омская область в центре внимания ФБУ «Омский ЦСМ» расширил свою область аккредитации по поверке средств измерений Всемирный день качества Стратегия работы: качество, точность, профессионализм