Версия для слабовидящих
Омское время:

Неделя «Техэксперт»: актуальная нормативная информация и цифровые инструменты для работы с ней

Журнал «Стандарты и качество» рассказывает, как проходила Неделя «Техэксперт» — онлайн-конференция, которую ежегодно проводит один из ведущих российских разработчиков ИТ-решений для работы с нормативной и технической документацией.

С 5 по 9 февраля 2024 г. прошла традиционная Неделя «Техэксперт» — ежегодная бесплатная онлайн-конференция, создающая партнерскую среду для взаимодействия широкого круга специалистов и экспертов по самым актуальным вопросам нормативного регулирования. Тема этого года — «Изменения в законодательстве — 2024. Курс на цифровизацию».

Конференцию уже четвертый год подряд организует и проводит Консорциум «Кодекс» — ведущий разработчик ИТ-решений для работы с нормативной и технической документацией. Генеральным партнером мероприятия традиционно выступило РИА «Стандарты и качество». Всего конференцию поддержали более 20 отраслевых объединений и СМИ, среди которых Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Ассоциация «Компетентность и качество», Учебные центры «Содействие» и «МАЭБ», Агентство «Монитор», издания «PRO.Качество», «PRO.Безопасность» и др.

Тематика Недели «Техэксперт» постоянно меняется вслед за актуальной законодательной повесткой: если в 2021—2022 гг. главной темой конференции была «регуляторная гильотина», то уже в 2023 г. акцент сместился на анализ конкретных нормативных нововведений, которые вступили в силу с 1 марта. В 2024 г. также вводятся важные изменения и появляются новые обязанности, которые влияют на работу сотен тысяч специалистов, — но кроме самих новаций докладчики уделили большое внимание цифровым инструментам, которые помогают соблюдать требования законодательства.

За пять рабочих дней конференции проведено шесть тематических секций, посвященных изменениям в сферах аккредитации и метрологии, производственной безопасности (охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС), экологическая безопасность, безопасность при эксплуатации зданий и сооружений), пищевой промышленности, санитарных норм и правил, проектирования и строительства.

АККРЕДИТАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

В первый день конференции прошла секция «Актуальные вопросы и перспективы развития в сферах аккредитации и обеспечения единства измерений». Ее модератором выступил Дмитрий Фалкин, председатель Ассоциации «Компетентность и качество», член Всероссийской организации качества (ВОК), эксперт по аккредитации.

Мария Марьина, консультант по разработке и внедрению системы менеджмента в испытательных лабораториях, технический эксперт Росаккредитации, выступила с докладом «Управление документацией. Практические аспекты разработки и управления». Она отметила особую актуальность данной темы, поскольку связанные с управлением документами процедуры часто являются источником различных несоответствий при проверках. По словам спикера, если посмотреть на документы испытательной лаборатории глобально, то можно выделить две основные группы: внешние документы (нормативные правовые акты, методики и др.) и внутренние, которые разработаны в самой лаборатории для описания системы менеджмента. М. Марьина рассмотрела именно вторую группу документов лаборатории с точки зрения не только требований, которые к ним предъявляются, но и практических моментов, связанных с их разработкой и управлением. Требования к управлению документами установлены в п. 8.3 ГОСТ ISO/IEC 17025—2019[1] и п. 24.6 Критериев аккредитации[2]. Докладчик подчеркнула, что в данном контексте «документом» могут быть заявления о политике, процедуры, спецификации, инструкции производителя, калибровочные таблицы, схемы, пособия, плакаты, уведомления, памятки, чертежи, планы и т.д. Они могут быть представлены на различных носителях информации, в печатном или цифровом формате. По мнению спикера, наиболее важными этапами управления внутренними документами являются разработка, проверка, регистрация и утверждение. Именно на этих этапах лаборатории чаще всего сталкиваются с проблемами. Между тем правильно разработанный документ системы менеджмента, будь то руководство либо инструкция, станет помощником в повседневной деятельности, своего рода «настольной книгой» для всего персонала испытательной лаборатории, и они часто будут обращаться к этим документам. К процессу разработки внутренних документов нужно привлекать как можно большее количество сотрудников, в т.ч. молодых специалистов и технических работников. Также при разработке документов следует обращать внимание на их детализацию. Нередко можно встретить крайности: либо правила вообще не сформулированы, либо настолько детализированы, что их в принципе невозможно выполнить.

Елизавета Качалина, начальник отдела предоставления государственных услуг (госконтроль) Федеральной службы по аккредитации подробно рассказала о порядке заполнения документов, необходимых для аккредитации. Она напомнила участникам сессии, что с 1 марта 2024 г. действуют изменения, внесенные в постановление Правительства № 2050[3] и связанные непосредственно с процедурой аккредитации. Общий срок процесса получения аккредитации сокращен и составляет 54 рабочих дня. Также спикер подчеркнула, что при подаче заявления через Госуслуги заявитель должен перейти на площадку Росаккредитации и дослать все необходимые документы и сведения. При подаче заявления на процедуру аккредитации надо заполнять все обязательные поля. К нему следует прикладывать копии документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации, установленный перечень которых был подробно проанализирован в докладе.

[1] ГОСТ ISO/IEC 17025—2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

[2] Приказ Минэкономразвития от 26 октября 2020 года № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».

[3] Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2021 г. № 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С полным текстом статьи можно познакомиться здесь: Техэксперт

Примите участие в оценке качества услуг


Спасибо! Нажмите «Отправить» для того, чтобы завершить опрос или «Назад» для корректировки ответов



Двойные стандарты? Нарушено единство измерений? Расскажите нам о проблемах
Госуслуги
Решаем вместе
Поздравляем с Праздником Весны и Труда! ФБУ «Омский ЦСМ» проводит месячник мониторинга нарушений требований к измерениям в розничной торговле Испытательная лаборатория Омского ЦСМ подтвердила компетентность Материалы пресс-конференции «Торговые весы: мониторинг правильности применения» Анонс пресс-конференции Омского ЦСМ «Торговые весы: мониторинг правильности применения»